Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

  1. Определяем тип крепления шатуна
  2. Определяем тип крепления каретки в раме
  3. Определяем ширину каретки
  4. Определяем длину вала каретки
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все каретки, представленные в нашем магазине

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все каретки, представленные в нашем магазине

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Источник

Установка системы SRAM X.0 2х10

Система SRAM 2011 X.0 2х с шатунами из углеродного волокна – это одна из наиболее легких систем для велосипедов класса Олл-Маунтин/Трейлбайков. Мы расскажем об установке системы X.0, а также о необходимой регулировке цепи и переключателя передач. Вам потребуется минимальное количество инструментов, и работа по установке достаточно проста, поэтому берите свою новую кривошипную систему XO и каретку Truvativ GXP и начнем.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Что вам потребуется

  • (По часовой стрелке) Кривошипная система X.0
  • Каретка Truvativ GXP (включая разделительные кольца каретки)
  • Новая 10-скоростная цепь (мы использовали цепь SRAM PowerChain 1071)

Следует отметить, что кривошипная система SRAM 2012 X.0 – хороший выбор для трейлбайков и all-mountain, поскольку она имеет сменную пятилапку, что делает возможными более низкие передачи, чем комбинация 39 х 26 зубьев на нашем испытательном байке.

Необходимый набор инструментов

  • Инструмент для резки троса на случай, если понадобится заменить тросик переднего переключателя передач.
  • Универсальные ключи от 3мм до 8мм
  • Ключ для чашки каретки Shimano TL-FC32
  • Инструмент для размыкания цепи
  • Плоскогубцы для соединительного звена Park MLT-1 (Не обязательно, но у нас были)
  • Негустая консистентная смазка
  • Чистые технические салфетки
  • Стойка для велосипеда

Установка системы SRAM X.0 2х10

Советы: Установку новой кривошипной системы лучше всего производить, когда велосипед установлен на хорошей стойке, так чтобы вы могли выполнять работу на уровне глаз. Тщательно очистите велосипед, чтобы вы могли быть уверены, что результаты ваших усилий сохранятся на долгое время. Здесь следует отметить, что SRAM рекомендует использовать с кривошипной системой XO для all-mountain/трейлбайков каретку GXP.

Шаг 1: Снимите старую кривошипную систему и с помощью технической салфетки удалите смазку и грязь с резьбы каретки.

Кроме этого:  Обои и темы для Windows которые сделают ваш рабочий стол оригинальными

Шаг 2: Слегка смажьте резьбу каретки, убедившись, что смазка выступает за края примерно на полдюйма.

Шаг 3: Измерьте ширину кареточного узла (она должна быть 68мм или 73мм). Если ширина 68мм, вставьте между чашкой и узлом каретки 2-миллиметровый разделитель. Установите чашку с расширителем в раму, а затем закрутите правую чашку против часовой стрелки вручную, очень осторожно, чтобы не сбить резьбу. Прекращайте закручивать при первых признаках заедания и повторяйте попытки, пока чашка не начнет закручиваться легко. Если на вашей раме ширина каретки составляет 73мм, не используйте разделители.

Шаг 4: Выполните те же действия с левой чашкой, но не забывайте, что левая чашка закручивается по часовой стрелке. Удалите торцевую уплотнительную крышку пальцем (см. шаг 7), поскольку в противном случае она будет сбита на пол, когда вы будете вставлять ось каретки.

Шаг 5: Затяните чашки каретки с помощью ключа для кареток Shimano FC32. Помните, что левая чашка затягивается по часовой стрелке, а правая – против часовой стрелки.

Шаг 6: Возьмите левый шатун и слегка смажьте вал каретки. После этого вставьте вал через чашки каретки. Ударьте ладонью по внешней части шатуна, чтобы убедиться, что ось установилась относительно правого подшипника каретки.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Шаг 7: Наденьте левую грязезащитную шайбу на шлицы оси, а затем установите ее на место в чашке подшипника. После этого наденьте левый шатун на вал каретки (выровняйте его по правому шатуну) и надежно затяните 8мм универсальным ключом.

Шаг 8: Ослабьте тросик переднего переключателя передач и зажимной болт, а затем тяните переключатель передач вниз до тех пор, пока наружная обойма не окажется на 2мм выше зубьев большой передней звездочки. Проверьте сверху, что пластина наружной обоймы расположена параллельно большой передней звездочке, и затяните зажим (или в данном случае крепежный болт). Убедитесь, что левый рычаг переключения передач находится в положении малой звездочки, а затем подтяните тросик переключателя передач. Затяните болт крепления тросика с помощью 5мм универсального ключа.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Шаг 9: Если на вашем велосипеде стоит новая 10-скоростная кассета 11/36 SRAM, следует установить новую цепь, чтобы обеспечить трансмиссии долгий срок службы и исправность. Переведите переключатели передач в положение «малая звездочка системы – малая звездочка кассеты», а затем проденьте 10-скоростную цепь через переключатели передач и вокруг малых звездочек. Натяните цепь достаточно для натяжения обоймы ролика заднего переключателя передач, так чтобы она двигалась параллельно земле (или приблизительно параллельно). Используйте давление педалирования, чтобы установить SRAM PowerLink.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Шаг 10: Установите перекрестную комбинацию звезд «большая /большая» и еще раз проверьте натяжение цепи. Задний переключатель передач должен немного выдвинуться вперед, однако не растягиваться. Используйте плоскогубцы для соединительного звена Park, чтобы освободить PowerLink и добавить или убрать звенья по необходимости. Для удлинения цепи потребуется второе соединительное звено PowerLink.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Совет: Длинная цепь будет лучше переключаться при использовании крайних перекрестных комбинаций звездочек «большая/большая».

Шаг 11: Установите низкую передачу (малая/передняя и большая/задняя звездочки) и используйте 3мм универсальный ключ или отвертку, чтобы отрегулировать внутреннюю пластину переключателя передач, чтобы она проходила, не задевая цепь, при педалировании на стойке. Затем переключите на комбинацию малая/задняя и большая/передняя и установите ограничительный винт для ограничения хода внешней пластины до 1-2мм от цепи.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Шаг 12: Раскрутите кривошипную систему и включайте все передачи, чтобы убедиться, что передний переключатель передач работает хорошо. Если цепь трется о передний переключатель в комбинации передач низкая/низкая или слишком резко перемещается в положении высокая/высокая, регулируйте ее посредством ¼ оборота ограничительного винта до достижения идеального переключения.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Шаг 13: Переведите цепь на пятую звездочку справа и на большую переднюю звездочку. Осмотрите цепь сзади, чтобы проверить правильность линии цепи. Цепь должна составлять прямую линию от звездочки №5 до большой передней звездочки. В противном случае трансмиссия может дребезжать или плохо переключаться при перекрестных передачах. Чтобы устранить эту проблему, добавьте или уберите левый разделитель каретки.

Установка системы SRAM X.0 2х10

Примечание: Велосипеды с кареточным узлом 73мм могут быть собраны без разделителей, но рамы с узлами 68мм должны иметь хотя бы один. В таком случае вам может потребоваться переместить разделитель на левую сторону.

Две звездочки лучше, чем три. Отказ старой тройной кривошипной системы Truvativ в пользу двойной X.0 – это значительный шаг вперед: такая система обеспечивает более быстрое и понятное переключение передач, да и выглядит она лучше.

Источник

Новое железо — DriveLine для народа: каретки

И снова здрасте. В прошлый раз познакомил вас с тайваньцами DriveLine на примере недорогих NW-звезд . Накапливается статистика по их эксплуатации, до нас уже даже доехала вторая партия звезд с собственными логотипами.
В данном посте я продолжу знакомить вас с продукцией сего малоизвестного в наших краях производителя (да-да, именно производителя). На очереди – каретки от DriveLine.

Еще раз хочу очертить исходные позиции: я не занимаюсь продажей продукции Driveline, я не работаю на них, я – обычный потребитель с не очень толстым кошельком и небольшим количеством свободного времени для писанины. Внутри поста не будет ссылок на магазины. Поэтому постараюсь выдавать объективную и полную информацию об этом продукте – ведь мне не важно, купите вы его или нет 🙂

Вообще тайваньцы из Driveline делают много всяких штук, вплоть до шатунов. Причем пилят они как стандартные вещи, так и всякие кастомы с учетом пожеланий заказчиков (например, можно договориться на нестандартное BCD у звезд, в первом заказе нам пилили звезды с двумя посадочными сразу: 94/104 мм). Для SRAMоводов с их странным BCD такая опция будет весьма полезной.
Этот пост будет посвящен кареткам с выносными чашками от Driveline. Конечно, у вас сразу возникает вопрос – а что, брендовых кареток нет? Есть, конечно. Но есть нюансы ©. В Беларусь приехали каретки двух типов: я себе взял Hollowtech II, мой друг купил GXP. Почему?
1.Фирменные GXP каретки совсем недешевые. Плюс в них стоит 2 разных подшипника, что затрудняет их замену – проще еще раз разориться на каретку.
2.Свою эпопею про Шимановские каретки холоутек я подробно расписывал в посте «Персональные счеты с Шиманой – 3: Расточи меня полностью!» Вкратце: каретки шимано недорогие, не особо накладно их менять. Но хотелось чего-то лучшего)
Итак, каретки заказаны. Процесс заказа и покупки международный и многоступенчатый, зато позволяет на выходе получить довольно низкий ценник. Мне как постоянному клиенту каретка досталась за 15$. Давайте уже посмотрим на эту анодированную красоту поближе:

Характеристики каретки Driveline:
— вес (c кольцами и проставками): HT2 – 98 г, GXP – 101 г
— подшипники: Takino 24377 2RS (24*37*7 мм)
— цвет: черные чашки с красными пыльниками
— алюминиевые проставочные кольца

Конструктив каретки стандартный: чашки, промы, пыльники, пластиковая проставка между чашками, проставочные кольца под стаканы 68/73 мм. Версия под BSA стакан.
Так зачем же мы взяли эти каретки, в чем их отличие от попсовой Шиманы или дорогого GXP? Давайте смотреть. Напомню, что я крайне подробно расписывал устройство, плюсы и минусы Шимановских кареток тут , если кто не читал – посмотрите.
Самое главное: каретка под «стандартный» пром подшипник размером 24*37*7 мм. В Шимановские же каретки установлены «кастомные» подшипы шириной 6 мм и с внутренним диаметром 25 мм. Соотвественно в продаже вы такие подшипники вряд ли найдете (по адекватной цене). А вот подшип 24377 RS купить вполне реально и недорого. Поэтому каретка автоматом становится многоразовой, заменить подшипники можно за копейки (1/4 от стоимости новой каретки примерно). Чуть залюфтило? Вкидываем новые промы и катаем на новой каретке. Та же история с GXP от SRAM – слева там стоит пром нестандартного размера, вроде как сложно достать отдельно (сам я гхп не использую, поэтому могу чего-то не знать).

Далее: в отличие от шиманы, в Driveline стоят промподшипники с собственными пыльниками (2RS).

У шимано установлен подшипник без пыльника, туннельный пыльник устанавливается отдельно и имеет зазор:

Более того: есть второй полноценный пыльник с резиновыми уплотнениями. В отличие от пластиковой обоймы шимано, в каретке Driveline ось контактирует напрямую с внутренней обоймой подшипника (в каретке GXP слева используется проставка, т.к. ось слева там меньше в диаметре). Каретка изолирована от внешней среды следующим образом:

Красный алюминиевый пыльник на внутренней части имеет резиновое колечко, уплотняющее ось. По внешнему диаметру пыльника установлен металло-резиновый пыльник. Итого: каретка имеет двухступенчатую грязеводозащиту.

Это главные и основные отличия от Шимановского холоутека. Из других мелких плюсов: черная анодировка чашек (далеко не всем нравятся серебристые чашки, да еще и на карбоновом черном байке).
В целом конструктив напоминает каретки RaceFace: там тоже стоят стандартные промы, но в Driveline еще есть допзащита от воды и грязи в виде внешнего пыльника с уплотнениями.
Свою каретку под Hollowtech я собирался поставить еще 3 недели назад, но травма спутала все карты – пока что пешеход. Товарищ юзает каретку под GXP на кантрийном байке, откатал уже почти 3к км – пока никаких признаков износа нет. Единственное: с новья лучше вскрыть промы в каретке и набить туда поплотнее хорошего консистента, как показалось – с завода его маловато там.
Как оно будет ходить – покажут длительные испытания. Хотя по сути каретка это промы, а промы тут поменять – не проблема. Теоретически…

Кроме этого:  GAZ 24 Volga Rebel Blue Logbook Чем смазывать стартер при сборке

Источник



Каретка велосипеда: стандарты, установка и все что нужно знать

Каретка велосипеда стандарты

На страницах нашего издания мы говорили уже обо всех элементах велосипеда, наверное. Но это не точно. О чем информации не было, так это о каретках и их разнообразии. Что ж, пора закрыть и этот гештальт.

Каретка является довольно простым узлом велосипеда и очень незаметным. Жизнь прекрасна, пока дела именно так и обстоят. А вот когда начинаются пощелкивания, хрусты и прочие прелести, тогда начинаются и приключения по подбору достойной альтернативы. Чтобы у вас было представление о том “что к чему” мы собрали исчерпывающую информацию и охотно делимся ею с вами.

PressFit или резьбовая каретка?

По способу закрепления в кареточном узле рамы, все стандарты можно разделить на два вида.

Резьбовая

Наиболее часто употребляемым стандартом кареточных узлов на сегодняшний день является Английский или BSA. По сути, это одно и тоже, для шоссейных велосипедов ширина кареточного узла составляет 68 мм, а для МТБ велосипедов 73 мм, при этом они имеют одинаковый внутренний диаметр 34,8 мм. Некоторые изощренные велосипедные производители используют итальянский стандарт ITA, хотя встречается он довольно редко. Владельцы рам с итальянской кареткой зачастую оказываются не в самых выгодных условиях, так как необходимые детали не так уж и просто найти.

Квадрат, Octalink, ISIS

На заре становления велосипедной индустрии применялись каретки, чьи валы подразумевали использование клиньев для фиксации шатунов. Однако вскоре система была заменена квадратной конусной осью диаметром 17 мм, она широко применяется и в наши дни на велосипедах начального уровня. На современных велосипедах среднего и высокого уровня данное решение не применяется совсем. Дело в том, что такая каретка обладает очень большим весом (около 300-400 граммов), так как строится вокруг полнотелой стальной оси (хромолевой) и довольно массивных подшипников.

Следующим шагом в развитии кареточного дела стал стандарт Octalink от компании Shimano, соединение с шатунами происходило с помощью восьми шлицов. В наши дни такие каретки используются довольно широко, но все же намного реже систем под квадрат. Стандарт уже устарел и на новых велосипедах почти не применяется. Отличительная особенность кареток данного типа заключается в наличии радиальных подшипников (принципиальная позиция японцев), и в наличии облегченной оси увеличенного диаметра.
Также есть стандарт ISIS Drive, полностью повторяющий концепцию Shimano с небольшими изменениями.

Перечисленные стандарты кареток объединены тем, что шатуны не имеют встроенных осей и каждый шатун отдельно закрепляется на оси каретки.

Hollowtech II

Появление на свет кареток стандарта Hollowtech 2 изменило мир навсегда, автором обновления выступила компания Shimano. Такая каретка пользуется стандартным Английским резьбовым соединением с правой резьбой на левой чашке и левой резьбой на правой чашке. Подшипники располагаются не внутри кареточного узла, а снаружи, что позволило увеличить диаметр оси шатунов до 24 мм и сделать её полой. Ось при этом закрепляется на правом шатуне, а каретка в себе содержит только алюминиевые чашки с запрессованными в них компактными подшипниками, также в конструкцию входит пластиковый пыльник, который соединяет обе чашки внутри рамы. Силовой нагрузки этот пыльник, разумеется, не несет. Вес такой каретки не достигает и сотни граммов, правда, стоит учитывать, что она в себе и оси не содержит. Хотя даже добавление веса полой титановой оси делает эту каретку намного легче квадратной каретки.
Увеличенный диаметр оси шатунов позволяет получить высокие показатели торсионной жесткости, а увеличенная ее длинна увеличивает жесткость системы на изгиб. В итоге мы получаем облегченную и при этом упрочненную систему.

Популярность стандарта Hollowtech 2 продолжает расти с 2003 года до сих пор. Решение оказалось очень интересным, простым и эффективным. Некоторые производители, перешедшие на PressFit возвращаются к японскому стандарту кареток, так как он оказывается намного практичнее в долгосрочной перспективе.

MegaExo, X-Type и GXP

Truvativ, принадлежащая компании SRAM, разработала стандарт Giga X Pipe (GXP), что стало дальнейшим развитием их стандарта ISIS.
FSA разработала стандарт MegaExo, RaceFace разработала стандарт X-Type.
Три этих каретки практически полностью повторяют идею японцев, но с некоторыми особенностями. Тем не менее, ось 24 мм и вынесенные наружу подшипники делают эти каретки между собой почти неразличимыми.

Шатуны в таких системах закрепляются очень просто. Правый шатун с осью просто вставляется в каретку, а левый шатун надевается на ось и поджимается с помощью специального пластикового или алюминиевого болта вплотную к чашке создавая преднапряжение на подшипниках, чтобы исключить люфты и смещения в процессе педалирования.

Campagnolo Ultra-Torque и Power Torque

Да, тут почти все то же самое. Ось у итальянцев 25 мм диаметром, а вот каждый шатун имеет полуось, они между собой соединяются внутри каретки. Такая конструкция вышла в 2006 году под названием Ultra-Torque, а позднее в 2011 году была представлена конструкция с цельной осью под названием Power Torque. Такой вот ответ Shimano.

PressFit

Когда карбон стал широко употребляться на карбоновых рамах пришла пора стандарта PressFit. Всё дело в том, что в карбоновом волокне резьбу нарезать можно, да только держать она ничего не будет. А раз так, то стоит думать о металлических вставках, которые могли бы нести в себе каретку. В действительности многие производители так и поступают, они вклеивают в раму алюминиевую трубу или специальные чашки с резьбой. Решение вполне рабочее, но не всем понравилось, каретки стали запрессовывать без резьбы прямо в карбон, что позволило увеличить жесткость конструкции за счет увеличения диаметра оси шатунов и еще больше снизить вес.
Побочный эффект от такого облегчения — появление скрипов в процессе эксплуатации, от которых избавиться можно, но это требует определенных навыков, времени и инструментов.

В PressFit прекрасно все, кроме того, что каретку вставить в раму можно практически голыми руками. С карбоном ситуация такая же. Личный опыт запрессовки подшипников в такие каретки и самих кареток в рамы показывает, что усилие, развиваемое прессом можно легко повторить голыми руками. То есть, посадка происходит без особых усилий, что намекает сразу на возникновение люфтов в дальнейшем. Поверьте, люфты себя долго ждать не заставляют и сигналят о себе противными щелчками.

Cannondale BB30

Стандарт BB30 появился в 2000 году и позволил увеличить диаметр оси шатунов до 30 мм при посадочном диаметре кареточного узла в 42 мм. Следующая итерация каретки имела индекс BB30A, здесь левая чашка каретки имела на 5 мм больше ширины, что, опять-таки, давало больше жесткости конструкции. К тому же, такой ход позволял сделать расстояние от шатунов до центра симметрии велосипеда одинаковым. Отличительной особенностью таких систем была необходимость точной обработки алюминиевых вставок для карбоновых рам.

В 2015 году был представлен стандарт PF30A, он предусматривал размещение подшипников в пластиковых корпусах, которые, в свою очередь, запрессовывались сразу в кареточный узел углеродной рамы без алюминиевых проставок.

PF30

А этот стандарт является ответом компании SRAM на поголовное увлечение PressFit каретками в 2009 году. Он повторяет полностью концепцию BB30, но в более щадящем режиме для производителя. Здесь тоже не требуются алюминиевые вставки с высокой точностью обработки, подшипники располагаются в пластиковых чашках, размещаемых непосредственно в карбоновой раме.

Shimano BB86

Ну, конечно, если бы японцы упустили шанс проявить себя, то они перестали бы быть собой. Диаметр чашки подшипника составляет 41 мм, но вот ось они использовали прежнюю, на 24 мм. Почему так? Непонятно.
Ширина каретки составляет 86,5 для шоссейных и 89,5 или 92 мм для МТБ велосипедов. Собственно, название каретки об этом и говорит. Иногда эта каретка встречается под названием PF41.

Trek BB90 и BB95

Здесь все то же, что и у конкурентов, только цифры другие. Для шоссеров ширина каретки составляет 90,5 мм, а для МТБ-шников 95,5 мм с диаметром корпуса 37 мм. Конструкция от компании Trek на сегодняшний день считается самой неудачной. Надо думать, что проблема кроется в чрезмерно малом диаметре посадки. Наверное, поэтому компания и перешла на стандарт Т47 на своем Domane 2020 модельного года.

Кроме этого:  Процесс установки раздвижных межкомнатных дверей как правильно установить схемы и инструкции монтажа

BB386 EVO

Решение, предложенное компанией FSA в 2011 году, позволило несколько снизить накал страстей вокруг PressFit кареток. Ширина каретки составляет 85,5 мм, что делает возможным ее совмещение с резьбовыми чашками 68-ми миллиметровой каретки.

Pre 82.5

Немного улучшить ситуацию удалось компании Colnago в 2015 году, они пришли к использованию вкручиваемых посадочных мест под PressFit каретки. Решение обеспечило сохранность рамы и отсутствие рисков ее износа и повреждения при замене каретки. Такая система совместима с каретками BB86 и BB386EVO.

T47

По-хорошему эту каретку стоило бы разместить в разделе о резьбовых, но нет, она таки ближе к PressFit.
Компания Criss King в 2015 году разработала свой стандарт, в котором применяются посадочные диаметры каретки ВВ30, но на резьбовом соединении английского образца. Стандарт является открытым, а значит может использоваться абсолютно всеми компаниями без каких-либо ограничений. Ранее каретки данного образца считались чем-то очень нишевым, но внедрение её компанией Trek обещает ей успешное будущее.

Cervelo BBRight

Cervelo разработала BBRight для своих шоссейных велосипедов, где ширина кареточного узла составляет 79 мм, а посадочный диаметр 42 мм, подшипники запрессовываются непосредственно в раму. Совместимо с шатунами для BB30.

Specialized OSBB

Specialized тоже не смогли остаться в стороне. Они пошли по пути ВВ30 и PF30, обеспечивая размещение шатунов с осью на 30 мм при диаметре посадки в 46 мм и ширине 61 мм.
Однако последние годы отмечаются возвращением к хорошо себя зарекомендовавшим резьбовым вариантам.

SRAM DUB

Еще одна американская компания борется за место под солнцем. SRAM стала родоначальником стандарта DUB в 2018 году, ось шатунов для такой каретки составляет диаметр 28,99 мм. В компании говорят, что такие шатуны легче. Что ж, даже спорить бесполезно, все так, да только прочности и торсионной жесткости у такой оси намного меньше.

Установка каретки в раму

Стоит ли говорить, что монтаж резьбовых и прессуемых кареток сильно разнится?

Для монтажа резьбовой каретки достаточно иметь простой съемник и некоторое количество смазки для резьбы.
Порядок очень простой:

1. Демонтаж старой каретки.

2. Чистим кареточный узел от старой смазки, песка и прочих прелестей.

3. Хорошо вычищаем и протираем саму резьбу, в ней не должно оставаться посторонних предметов. Место контакта чашки с рамой очищаем от краски и других загрязнений.

4. Наносим смазку на внутреннюю часть кареточного узла, если рама алюминиевая или стальная, наносим смазку на резьбу кареточного узла и можно даже на резьбу самой каретки. Нанести смазку можно и на саму каретку, что сохранит ее целостность в случае залития водой.

5. Закручиваем в раму сперва правую чашку с максимальным усилием (некоторые производители рекомендуют пользоваться динамометрическим ключом и давать не более 40 Ньютон).

6. Закручиваем левую чашку и наблюдаем за поведением каретки. Если каретка стандарта Hollowtech 2 или похожая, то тянуть можно от души, металл все стерпит. Если каретка под квадрат или Octalink, то с усердием надо быть очень аккуратным. Как правило, левая чашка закручивается с небольшим усилием, но достаточным, чтобы поджать внутри левый подшипник. Избыточное усилие закручивания такой каретки приводит к ее преждевременному износу, так как подшипники будут перегружены избыточным боковым давлением. Некоторые производители даже делают левые чашки кареток из пластика, чтобы предупредить чрезмерное усилие затягивания.


Инструмент для снятия и установки резьбовых кареток под разные стандарты

Что уж тут говорить. некоторые делают всю каретку из пластика под квадрат. для детских велосипедов. Для того, чтобы понять, что чашка закручена достаточно сильно, надо покрутить ось, если она вращается с небольшим затруднением, то стоит левую чашку немного отпустить. Отпускать надо до тех пор, пока ось не начнет крутиться свободно. Если этого добиться не удается, то надо поджать левую чашку так, чтобы она не имела шансов на раскручивание, пусть даже и будет затруднять вращение каретки.

Монтаж PressFit несколько проще, в плане физических усилий, но сложнее с точки зрения наличия инструмента.
Для запрессовки каретки понадобится специальный пресс. Любители экстремальных ощущений пользуются эксцентриком от колеса, что ошибкой не является. Длинный болт с гайкой тоже подойдет.

Принцип тот же, посадки чистятся от мусора, убирается лишний лак и краска, если есть необходимость убрать противный хруст и скрип, то можно рискнуть смазать место посадки. Ошибкой это не будет, но и посадка такой каретки будет немного прослаблена, зато скрипеть перестанет. Забивать кареточный узел молотком в раму не рекомендуется. Молоток дурной, может и на раму наскочить, что очень обидно, если она карбоновая. К тому, же посадка молотком сопровождается часто перекосом чашки в посадке, что может раздавить чашку или прибавит трещин на раме. Последнее маловероятно, конечно, но если каретка алюминиевая, то лучше не играться. К тому же, стоит понимать, что упираться эксцентриком или альтернативным прессом во внутреннюю обойму подшипника нельзя, он мгновенно выходит из строя, очень нежный, начнет хрустеть еще до того, как каретка будет установлена. Так что, упираемся в тело самой каретки и только так.

Демонтаж

С резьбовой всё ясно, тут необходим специальный съемник и память о том, что и левая и правая чашки откручиваются в одну и ту же сторону, в сторону переднего колеса.

Выпрессовывать PressFit каретку довольно просто. Потребуется разрезанная на две-три или четыре части труба с одного торца. Лепестки разгибаются так, чтобы в раме они упирались в стенки кареточного узла и уверенно упирались в край каретки. Далее один легкий удар молотком и всё, каретка снята.


Инструмент для выпрессовки каретки от Park Tool

Но лучше всего не морочте себе голову и просто зайдите в местную веломастерскую, там за эту операцию много денег не берут. от 2 до 10 баксов. Всё зависит от степени запущенности вашего велосипеда.

Profile picture for user Борик Владимир

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Источник

Система Sram X5 + каретка SRAM GXP = зазор между кареткой и правым шатуном

Benyash

Все установлено на стакан 68 мм. Со стороны левого шатуна надето 2 кольца. Шатуны равноудалены от перьев. Передние звезды относительно кассеты установлены на необходимой линии.

Имеется зазор в миллиметра 3-4 между правым шатуном и кареткой

Внимание, вопрос: это нормально?

P.S. До этого было все установлено на такой же стакан. Ничего не терялось. Установлено все было где-то в Германии

Zyfix

Зазоры в моем понимании — это ненормально. С современными стандартами такое встречал, когда «по мануалу» ставил.

Benyash

Дело в том, что я с этим зазором, но на другой раме с абсолютно таким же стаканом и такой установкой проехал более 200 км.
Никаких люфтов, хрустов и других нездоровых признаков не замечено

Black_Thrush

каретка под 73 мм должна быть, соответственно слева не хватает 1-й проставки.
Более того, кроме зазора у тебя еще шатуны вправо-влево скорее всего на эти 2, 5 мм и болтаются

pashevich

2013-12-06_231657.jpg

какой толщины спэйсеры?

Zyfix

Truv_GXP_bb_-manual.jpg

Вот, что там по мануалу должно быть. 3-я проставка — это колхоз с точки зрения производителя ;D

=З.Ы. Но я бы накинул 3-ю, чтобы шатуны с обоих сторон были вплотную к пыльникам каретки.

Benyash

Цитата сообщения от black_thrush отправленного 7 Дек, 2013 в 00:04

каретка под 73 мм должна быть, соответственно слева не хватает 1-й проставки.
Более того, кроме зазора у тебя еще шатуны вправо-влево скорее всего на эти 2, 5 мм и болтаются

Если слева добавить проставку, то система влево уйдет и нарушится чейнлайн.
Шатуны влево-вправо не болтаются. Написал же, что проехал более 200 км 🙂
И болтом система прижимается к левой части каретки — она не может болтаться.
А может и стоит каретка на 73 |-)) . Я на ней не нашел размер

Цитата сообщения от pashevich отправленного 7 Дек, 2013 в 00:22

2 мм, вроде. До десятых на глаз не скажу. Но точно не 3 или 1

Цитата сообщения от zyfix отправленного 7 Дек, 2013 в 00:22

=З.Ы. Но я бы накинул 3-ю, чтобы шатуны с обоих сторон были вплотную к пыльникам каретки.

Источник