6 ошибок во время записи ударных

Полдюжины ошибок, которых стоит избегать во время многоканальной записи ударной установки.

Многоканальная запись ударной установки — достаточно сложный процесс. Неудивительно, что многие неопытные музыканты и звукорежиссеры могут допускать ошибки, которые непременно скажутся на результатах записи. Давайте поговорим о 6 моментах, о которых не стоит забывать во время записи ударной установки.

Не забудь настроить барабаны

Само собой разумеющееся, что перед тем, как приступить к звукозаписи, гитару или бас необходимо настроить. С этим никто не станет спорить. Но по какой-то причине многие забывают о том, что данное правило справедливо и для ударной установки. Плохо настроенные или совсем не настроенные барабаны будут точно также резать слух, как и не настроенные гитары.

В большинстве случаев настройку барабанной установки может сделать сам барабанщик, особенно если это опытный и профессиональный музыкант. Правда, бывают ситуации, когда настройка барабанов выпадает на долю звукорежиссера — некоторым барабанщикам лучше просто посидеть в углу, а затем сыграть свою партию (такое тоже бывает).

Для тех, кто никогда не сталкивался с этим процессом, стоит знать, как производить настройку ударных. Начинайте с верхнего пластика каждого барабана. Первым делом необходимо немного расслабить натяжение и подтянуть их вручную. Затем, при помощи барабанного ключа, постепенно увеличивайте натяжение пластика до того момента, пока степень натяжения не будет одинаковой во всех местах.

Помните о том, что «закручивать гайки» нужно не по часовой или против часовой стрелки, а в определенном порядке. Если говорить простым языком, то сначала следует подтянуть какой-то один болт, затем тот, что напротив первого, а после тот, что рядом со вторым и т.д. Для большей наглядности стоит посмотреть на схему выше.

В отличие от бас-бочки и рабочего барабана, тома требуют более специфического подхода по ряду причин. Бывают случаи, когда есть смысл настроить звучание томов в унисон с тональностью записываемой песни. В то же самое время, барабанщик может иметь свой взгляд на то, как должны звучать барабаны. Настройка ударных сказывается не только на их общем звучании, но и на ощущениях во время игры.

Работайте в паре с барабанщиком во время настройки и постарайтесь добиться такого результата, когда звучание и ощущение во время игры будут удовлетворять и вас и барабанщика. И, что самое главное, результаты настройки должны учитывать потребности конкретной композиции.

Избегай «кастрюльного» звука

Другая вещь, требующая пристального внимания, заключается в возможном появлении слишком звонкого звука барабанов после настройки. Лично я называю такой звон «кастрюльным звуком». Причиной появления такого неприятного призвука можно назвать слишком долгие колебания пластика после удара. С одной стороны, можно попробовать немного перенастроить ударную установку, но с другой стороны проще будет «поглотить» различные нежелательные призвуки.

Барабанщик может настроить ударные таким образом, что они будут великолепно звучать во время живых выступлений, когда публика находится на некотором удалении от сцены, музыкального коллектива и самого ударника. В то же самое время микрофоны, установленные для записи барабанов на достаточно близком расстоянии, могут «снимать» звук так, что он будет звучать слишком звонко.

Обычно во время записи используются некоторые демпфирующие элементы, гасящие нежелательный звон. Опять-таки, использование таких элементов — это палка о двух концах. Слишком большое наличие демпфирующих частей может сделать звучание ударных глухим и «мертвым» для слушателя. Каждому отдельно взятому барабану требуется определенное количество такого «гашения» звона.

К примеру, рабочий барабан потребует большего количества демпфирующих элементов на самом пластике, а бас-бочку можно несколько модифицировать в этом моменте за счет снятия заднего пластика и помещения внутрь бочки каких-либо материалов, гасящих нежелательные призвуки. К примеру, часто в роли таких материалов используют старые ткани, ненужные коврики и тому подобные вещи. В общем и целом можно сказать, что использование демпфирующих элементов должно быть оправдано со всех точек зрения: только звукорежиссеру решать, как сильно стоит «глушить» барабаны.

В современных музыкальных магазинах есть большой выбор пластиков, многие из которых уже оснащены необходимыми демпфирующими элементами. Если пластики не оснащены ими, или их результатов недостаточно, то стоит внести некоторые корректировки самостоятельно. Хорошим подспорьем в вопросе «глушения» может стать обыкновенная изолента. С другой стороны, можно обзавестись специальными аксессуарами, которые будут глушить звук.

Для более плотного и глухого звука можно приклеить две или три полоски ленты на пластик или закрепить «глушилку» особым образом. Несмотря на то, что поправить звучание барабанов можно будет позднее за счет использования компрессора, лучше заранее добиться максимально качественного звучания ударных. В общем, ориентируйтесь самостоятельно, но помните, что демпфирующие элементы, как и настройка барабанов, влияют не только на звук установки, но и на ощущения во время игры.

Не игнорируй комнату (окружение)

Достаточно просто добавить атмосферы в сухое звучание ударных за счет использования реверберации. Конечно, это позволит сделать саунд барабанов несколько шире и мощнее, но самых лучших результатов можно будет добиться только в случае записи окружающего пространства (трек комнаты).

Чтобы записать комнату, в которой находится барабанная установка, достаточно установить пару (или две пары) дополнительных микрофонов с краю комнаты напротив ударной установки, которые будут снимать все отзвуки помещения. Позднее дорожку комнаты можно будет «смешать» со звуком ударных в любых пропорциях. Вместе с тем, не стоит забывать, что запись комнаты может привести к появлению дополнительных нежелательных шумов или просачивания звука — будьте внимательны.

Не считай микрофоны

Самый простой вариант записи ударной установки заключается в использовании нескольких ближних микрофонов для барабанов и пары устройств для записи тарелок и всей установки в целом. Около рабочего барабана, а точнее у верхнего пластика, устанавливается микрофон (например, Shure SM-57) на расстоянии около 3-5 см, еще один микрофон ставится у бас-бочки (например, AKG D112) и один микрофон у томов (еще один Shure SM-57). Один микрофон отводится под запись хай-хэта (Neumann KM84) и пара микрофонов используется для записи всей секции оверхедов (какой-либо конденсаторный микрофон с малой или большой диафрагмой) и установки в целом.

В принципе, получить отличное звучание барабанов за счет минимума микрофонов вполне возможно, но если у вас есть возможность использовать большее количество записывающих устройств, то не стоит пренебрегать этим. В то время как один микрофон будет давать хорошо сбалансированный монофонический сигнал, пара микрофонов для записи какого-либо барабана в стерео может дать большую свободу в формировании звучания ударной установки.

Можно использовать два микрофона, расставленных по краям барабана таким образом, чтобы один микрофон писал левый канал, а другой правый. Такой подход может стать хорошим подспорьем для записи конкретных барабанов (рабочий или бочка), но в вопросе записи оверхедов, всей установки или окружения потребуется более специфический подход. Расставьте микрофоны так, чтобы в них попадало как можно меньше саунда бочки или рабочего: вполне возможно, что микрофоны потребуется расположить чуть более близко друг к другу, нежели ровно по краям установки.

Хорошо сбалансированная расстановка микрофонов для записи оверхедов приведет к более натруальному звучанию ударных на записи. В то же самое время, звукорежиссеры часто прибегают к использованию третьего микрофона, установленного по центру (напротив ударной установки). Третий микрофон помогает в тех случаях, когда звучание барабанов получается слишком слабым и «тонким».

Иногда для записи рабочего барабана также используется два, а то и четыре микрофона. При этом вторая пара микрофонов располагается снизу снейра на расстоянии в 7-10 см. Это позволяет получить более комплексный и полный звук рабочего барабана, а также большую степень контроля за его звучанием.

В общем, выбирайте как микрофоны, так и место их расположения с умом. В то время как минимальный набор микрофонов может позволить получить крайне качественное звучание ударных, не стоит отказываться от возможности получить еще большее качество и натуралистичность (особенно в некоторых стилях, требующих того).

Не доверяй саундчеку на 100%

Один из уроков, который усваивает каждый звукорежиссер (далеко не простым путем!) заключается в том, что ударной установке требуется больший запас (хедрум) по уровням, чем это может показаться. Зачастую начинающие или неопытные звукорежиссеры во время саундчека перед записью ударных проверяют уровни так: выставляют уровни для каждого элемента барабанной установки впритык к пиковым значениям.

На первый взгляд, в этом нет ничего зазорного, но проблемы начинаются позднее. Как только барабанщик начинает играть свою партию в песне, используя все богатство доступных ему барабанов, индикаторы моментально загораются красным цветом, сигнализируя о пиковых значениях сигнала. Мораль этой басни проста: во время игры барабанщик всегда «генерирует» более высокие уровни сигнала, что стоит непременно учитывать.

Запаса в 3-6 dB, скорее всего, не хватит для ударной установки. Полагаться на какие-либо специализированные инструменты, которые позволят поправить сигнал после записи, довольно-таки глупо. Довольно быстро придет понимание, что записанные дорожки не поддаются корректировке. Закладывайте запас в районе 12 dB — может показаться, что это слишком большое значение, но поверьте, его более, чем достаточно.

Не дай противофазе все испортить

Наконец, последнее о чем стоит помнить при записи ударных — это о такой вещи как фаза. Когда один и тот же сигнал записывается более чем одним микрофоном, как в нашем случае с записью ударных, между записываемыми сигналами образуется некоторая разница по времени. Результирующая фаза двух сигналов в таком случае будет негативно сказываться на всем звучании ударной установки.

Кроме этого:  Рольставни роллеты DoorHan на окна двери и другие проемы

В принципе, фазу нельзя назвать чем-то плохим: она естественна и есть везде и всегда. Проблемы с фазой могут проявляться в виде слабого, тонкого или бубнящего звука барабанов, который испортит общее впечатление.

Попробуйте послушать каждый микрофон по отдельности, а затем все микрофоны вместе на предмет появления каких-либо неприятных изменений в звуке. Если такие искажения присутствуют, то неплохо бы выявить причину их образования — скорее всего она будет заключаться во время одновременной работы каких-либо микрофонов.

Исправить искажения можно несколькими способами:

  1. Изменить полярность одного или нескольких микрофонов;
  2. Создать задержку между сигналами микрофона на несколько милли- или микросекунд при помощи простого сдвига дорожек в проекте.

Из своего опыта отмечу, что с огромной долей вероятности вам потребуется инвертировать полярность микрофона, установленного у нижнего пластика рабочего барабана, если таковой используется для записи. Проблема кроется в том, что после удара по рабочему барабану верхний пластик движется вниз от микрофона, а нижний пластик движется вниз к микрофону. Получается, что мы имеем два противоположных по фазе сигнала, которые совместно негативно скажутся на общем саунде.

Инвертирование полярности позволит фазам двигаться в одном направлении, не создавая противофазы, а это, в свою очередь, сделает звучание рабочего барабана более полным.

Источник

Микрофоны для ударных

Денис Волков — звукоинженер, барабанный техник, консультант по звуковому оборудованию и музыкальным инструментам из Беларуси, г. Витебск.

Типы микрофонов

Микрофоны для барабанов, как правило, бывают двух типов: динамические и конденсаторные.
Исходя из условий эксплуатации и целей работы, к микрофонам предъявляются соответствующие требования. Динамические микрофоны используются для озвучивания большинства источников звука в концертной практике, конденсаторные преобладают в студийной работе.

Для озвучивания ударных инструментов и ударной установки в частности, используются и те и другие.
Обычно динамическими “снимают” барабаны, а конденсаторными тарелки. Но это не означает, что не может быть наоборот.

Озвучка бас-барабана

Бас-барабан озвучивают и теми и другими, часто вместе: AKG D112 и Shure Beta91 отлично дополняют друг друга, один “снимает” атаку колотушки – шлепок, а второй – объем барабана.

microphones-for-drums-3

Инженеры Audio-Technica для этой цели разработали особый микрофон, сочетающий в себе два элемента, динамический и конденсаторный – AE2500.

microphones-for-drums-4

Озвучка малого барабана

Малый барабан предпочитают озвучивать динамическим микрофоном с кардиоидной направленностью (Shure SM57, Audix i5).

microphones-for-drums-5

Часто используют два микрофона “снимающие” верхний пластик для получения атаки и нижний для получения большего звука подструнника. Обычно это два одинаковых микрофона, но все чаще начинают использовать разные модели и типы микрофонов для подчеркивания нюансов исполнения и звука инструмента.

Также хорошо они себя зарекомендовали при использовании на малом барабане: одного конденсаторного Opus88 достаточно чтобы получить и атаку палочки, и подструнник и хай-хэт.

microphones-for-drums-6

Озвучка томов

Томы чаще всего озвучивают динамическими микрофонами с суперкардиоидной или гиперкардиоидной направленностью, чтобы максимально четко “снять” один барабан (Shure Beta56A, Audix D2/D4).

Но бывает, что необходимо озвучить большое количество томов малым количеством микрофонов или нет стольких каналов в пульте, сколько необходимо, или же над томами много сплэшей, беллов и т.д. – тогда на помощь приходят специализированные конденсаторные микрофоны для барабанов, моментально решая эти задачи (Beyerdynamic Opus87/Opus88, Audio-Technica ATM350).

Озвучка тарелок

Тарелки, а часто хэт и райд еще и отдельно, в 99,9% случаев “снимают” конденсаторными микрофонами с разной направленностью, получая в дополнение еще и общее звучание ударной установки. Для этих целей часто используют: AKG C1000, AKG C451, Electro-Voice RE200, Audix ADX51/SCX25A.

Краткий перечень наиболее часто используемых специализированных микрофонов для озвучивания ударных инструментов

D112, D40, C430, C1000S, P2, P4, Perception 170.

Audix

i5, D2, D4, D6, ADX51, Micro D, SCX25A, F2, F5, F6, f90, f9.

Beyerdynamic

Opus99, Opus87, Opus88, MC930, TG-D50d, TG-D70d, TG-I50d, TG-D57c, TG-D58c, TG-D52d, TG-I53c.

Electro-Voice

N/D868, N/D468, N/D478, RE200, PL33, PL35 ,PL37.

Sennheiser

e901, e902, e904, e905, e908D, e914, e602-II, e604, e608, e609, e614.

Shure

SM57, SM81, SM137, Beta91, Beta181, Beta98, Beta57, Beta 56, Beta 52, PG52, PG56, PG57, PG81.

Источник



Как записать барабанную установку: укрощение восьмиголовой гидры

Хотя семплы и драм-машины поработили мир звукозаписи, для исполнителей живой музыки запись акустических барабанов остается вопросом престижа. Именно барабаны дают грув, кач и больше всех отвечают за то, насколько живым и динамичным получится звук на треке или альбоме. При этом запись барабанной установки — один из самых сложных этапов при подготовке релиза. Эта статья расскажет, как правильно к нему подойти, какое нужно оборудование, как выбрать микрофоны, какие есть бюджетные техники записи барабанов и как записать их вообще без ударной установки.

Устройство барабанной установки

Для записи типичной барабанной установки обычно используется 8 микрофонов:

  • Один для большого барабана (известного также как бас-барабан или просто бочка)
  • Пара для малого барабана (также его называют рабочий барабан или просто рабочий)
  • Три на каждый том-том (обычно говорят просто том)
  • Два оверхеда для тарелок (в барабанном сленге — «железо» или «кухня», включает в себя хай-хэт, райд и тарелки эффектов — крэши, чайны, сплэши)

Понятное дело, что в большинстве случаев возможности музыкантов ограничиваются имеющимися на руках аппаратами — количеством микрофонов, входов звуковой карты, а порой и количеством шнуров XLR. Хорошей идеей будет арендовать нужный аппарат на несколько дней.

Стоит отметить, что меньше микрофонов — не значит хуже звук. На заре звукозаписи барабанную установку писали 1-2 микрофонами и не видели в этом ничего зазорного — получается очень натуральное звучание, которое отлично ложилось в правившие радиоэфиром джазовые и блюзовые композиции. С появлением рок-музыки и тяжелого метала расплодилось и количество микрофонов вокруг установки. Не в последнюю очередь потому, что они дают больше возможностей для редактирования звука на этапе сведения.

Подготовка

Комната. Барабаны — акустический инструмент, поэтому сначала надо подумать о помещении, в котором будет происходить запись. Тут есть два варианта:

  1. Комната с естественной реверберацией. Барабаны хорошо звучат в деревянной комнате с ломаной архитектурой и кривыми поверхностями, чтобы не образовывалось стоячих волн. В специальных барабанных комнатах некоторые стены могут быть выложены камнем (рельеф камня хорошо рассеивает волны). Иногда есть мобильные перегородки для формирования подходящего объема реверберации. Разумеется, вариант не из дешевых, к тому же работа с естественной реверберацией требует опыта и знаний. Однако если на примете есть пустой ангар с красивым эхом, то почему бы и нет.
  1. Заглушенное помещение. Как правило, комната любой репетиционной точки наглухо обшита минеральной ватой, которая съедает всю реверберацию. Пространство потом добавляется в DAW на этапе сведения. Так пишется большинство андеграундной музыки, это дешевле и проще.

Необходимое оборудование. Помимо барабанной установки и микрофонов понадобятся:

  • Звуковая карта. Подойдет любая внешняя аудиокарта, от количества входов которой (а также от имеющихся в распоряжении микрофонов) будет зависеть способ записи.
  • Наушники. Как правило, используются охватывающие наушники закрытого типа, обычно что-то вроде Sennheiser HD 280. Подойдут любые с хорошей звукоизоляцией, чтобы метроном из них не проник в запись.
  • Шнуры и стойки по числу микрофонов.
  • ПК или ноутбук. Понадобится компьютер с как минимум четырехъядерным процессором и 4 Гб ОЗУ. Также крайне желателен SSD хотя бы на 250 Гб , иначе при одновременной записи нескольких дорожек винчестер может заикаться, особенно если качество записи 48 Кбит или выше.

Перед записью нужно:

  • Купить новые пластики. Да, недешево, но они себя окупят ярким звуком с хлесткой атакой. Если пластикам больше месяца, они начинают звучать ватно и глухо, такой же получится запись.
  • Настроить барабаны. Каждый звукорежиссер скажет, что ключ к хорошему звуку — хорошо звучащий инструмент. Не всегда такой удается найти, но тот, что оказался в распоряжении, нужно хотя бы настроить. Да, барабаны тоже нужно настраивать, причем желательно по нотам, чтобы томы и бочка были в тональности записываемого трека.
  • Выровнять звук. Если какая-то тарелка ощутимо выбивается из общего саунда слишком ярким звучанием, на нее можно налепить специальную глушилку из геля. Стоит копейки, но позволит получить цельно звучащую установку.
  • Подготовить клик. Большинство барабанщиков и так играет под метроном в наушниках. Некоторые группы предпочитают играть вживую без клика, да хоть та же Metallica, однако при записи метроном является стандартом. Иначе в процессе будет непонятно, насколько ровно сыграно, и потом придется кусать локти.

Техники записи

1 микрофон

Получить качественную запись барабанов одним микрофоном сложно, но можно. Хоть и в большинстве случаев результат сгодится разве что для демо-записей и лоу-фай жанров. Тем не менее, любую запись барабанов советуют начинать с одного микрофона. Это нужно, чтобы найти центр установки, послушать ее в моно и найти правильный баланс между ее элементами: слишком яркие тарелки опустить ниже или приглушить.

Для работы подойдет даже самая скромная внешняя аудиокарта, например, Steinberg UR-12. Есть несколько методов записи установки в моно:

  • Конденсаторный микрофон , например, TASCAM TM-60, располагается над барабанами головой вниз прямо по центру установки. Смещая его по оси XY, можно регулировать баланс инструментов установки.
  • Динамический микрофон , например, Shure SM57, размещается между бочкой и рабочим барабаном на равном расстоянии, чтобы оба инструмента было слышно примерно одинаково.
  • Рекордер , например, Zoom H2n. Достаточно походить по комнате и поставить его там, где звук лучше всего.
  • Схожим образом можно использовать и стереомикрофон типа Audio-technica ATR6250, так получится какая-никакая стереопанорама.
  • Наконец, бывают всенаправленные микрофоны для бинауральной записи , например, Sennheiser AMBEO . Техника такая же, как и в предыдущем пункте, однако результат получается специфический, а эффект объема слышен лишь в наушниках.
Кроме этого:  Разновидности биде и их особенности

2 микрофона

С помощью двух микрофонов и подходящей аудиокарты (понадобится два входа XLR, как у FOCUSRITE Scarlett 2i2, тогда уже можно создать стереопанораму. Чаще всего оба микрофона используются в качестве оверхедов, то есть ловят всю установку целиком. Запись установки двумя микрофонами — отличная практика, открывающая дорогу к качественной мультиканальной записи. Есть несколько способов добиться хорошего результата:

  • Пара микрофонов по бокам. Один устанавливается над хай-хэтом и рабочим барабаном, другой — над райдом и напольным томом, оба смотрят вниз. Подойдут кардиоидные и всенаправленные конденсаторные микрофоны, например, TASCAM TM-80. Такой метод называется spaced pair .
  • Под углом из одной точки. Для этого конденсаторные микрофоны с кардиоидной диаграммой разворачиваются влево и вправо так, чтобы угол между ними был примерно 110 градусов, а расстояние от капсюля до капсюля — около 17 см. Полученная конструкция устанавливается над малым барабаном. Это дает хорошую стереопанораму и моносовместимость, отсутствие проблем с фазой и возможность установить оба микрофона на одной стойке. Этот способ называется ORTF stereo technique .
  • Под обратным углом. Все то же, что и в предыдущем пункте, только микрофоны смотрят головами друг на друга под углом около 90 градусов. Такой метод называется XY coincident pair или NOS stereo technique . Он дает отличный результат, когда надо получить барабаны в стерео, но сделать их максимально по центру. Получается плотный сфокусированный звук, который хорошо ложится в различные электронные жанры.
  • Рекордермэн. Одна из новейших техник. Нужны два кардиоидных микрофона: один висит где-то в 80 см над центром рабочего барабана и смотрит на него, другой размещается строго на том же расстоянии возле правого плеча барабанщика и тоже направлен на рабочий. При этом нужно следить, чтобы бочка также была на одинаковом расстоянии от микрофонов. Полученные треки панорамируются влево-вправо. Метод позволяет получить плотный звук барабанов, подходит для плохих комнат и барабанщиков, которые любят лупить по тарелкам.

Запись двумя микрофонами подойдет для андеграундных роковых записей, демок и инди-музыки. При этом никто не запрещает добиться легендарного результата. Например, всего парой ленточных Beyerdynamic M160 были записаны, например, барабаны на трек When the Levee Breaks группы Led Zeppelin. Получился плотный, жирный и вместе с тем очень объемный звук, который многие меломаны считают эталоном роковых ударных.

3-4 микрофона

Три-четыре микрофона вместе с картой типа FOCUSRITE Scarlett 18i8 уже дают большую гибкость в выборе сета, что благоприятно отражается на результате. Многие легендарные барабанщики, включая Джо Бонэма (Led Zeppelin), Кита Муна (The Who) и Тони Уильямса (джаз-бэнд Майлза Дэвиса), часто писались на 4 микрофона.

  • Три оверхеда на расстоянии. Один микрофон размещается над установкой по ее центру и смотрит вниз. Два других располагаются по бокам установки. Получается хорошая панорама с плотным сфокусированным центром.
  • Бочка\рабочий и оверхеды. Пара конденсаторных оверхедов свисают по бокам установки и смотрят ровно вниз, оставшимся инструментальным динамическим микрофоном (чаще всего Shure SM57) подзвучивается бочка или рабочий барабан по выбору.
  • Классика с четырьмя микрофонами. Два конденсаторных оверхеда располагаются по бокам и смотрят вниз на хай-хэт и райд соответственно. Один инструментальный динамический микрофон приставляется вплотную к бочке, другой — почти вплотную к рабочему, под углом 30-40 градусов от пластика. Получается хорошая панорама с возможностью обрабатывать индивидуальные треки бочки и рабочего — основных барабанов установки, отвечающих за ритм и звучащих чаще всего.
  • Метод Глина Джонса для 3 или 4 микрофонов. Этот звукорежиссер и продюсер работал с такими легендами, как Rolling Stones, the Beatles, the Who и кучей других. Один конденсаторный оверхед вешается ровно над центром рабочего и смотрит на него. Второй располагается справа от напольного тома, где-то в 15 сантиметрах над его кромкой, и смотрит на рабочий и хай-хэт. Чтобы не было проблем с фазой, важно разместить его ровно на том же расстоянии от центра рабочего, что и первый оверхед. Получаются плотный роковый звук с акцентом на бочку, малый и томы.

7 и более микрофонов

По сути, к классическому методу с 4 микрофонами добавляется по микрофону на каждый том (обычно их 3). Но в преампах и аудиокартах обычно четное количество входов, поэтому в пустой слот не брезгуют подключить еще один микрофон для рабочего, хай-хэта, бочки или комнаты. Полноценная мультиканальная запись барабанной установки позволит регулировать баланс почти каждого ее элемента и обрабатывать его индивидуально. Чем больше микрофонов, тем больше возможностей будет у звукорежиссера. Однако понадобится карточка с подходящим количеством преампов, например, Tascam US-16×08.

Как выбрать микрофоны?

Микрофоны для записи ударных выбирают исходя из довольно простых принципов:

  • Для записи элементов установки вблизи используются динамические инструментальные микрофоны, вариант по дефолту — Shure SM57. Такие выдерживают высокое звуковое давление громких барабанов и передают звук без искажений. Ровность АЧХ при этом не в приоритете — наоборот, пики и провалы в ней могут часто играют на руку, подчеркивая тембральный окрас инструмента.
  • Для записи издалека (оверхеды, комната) используются конденсаторные микрофоны. Чаще всего с малой диафрагмой (выглядят как небольшая труба), но можно также применить микрофоны с большой диафрагмой и даже динамические — за неимением лучшего. При этом чем шире их направленность и чем дальше они от установки, тем сильнее на звук будет влиять комната. Если она звучит плохо, лучше использовать кардиоидные микрофоны близко к установке, если хорошо — всенаправленные на большом расстоянии.

Бочка. Обычно микрофон размещается вплотную к резонаторному отверстию пластика на лицевой стороне большого барабана. Главная задача этого микрофона — передать верха и нижнюю середину, чтобы из бочки можно было вытянуть «щелчок», позволяющий ей работать в пачке с гитарой и басом. Для этого сгодится любой инструментальный динамический микрофон: от универсальных Shure SM57 и Audio-technica ATR1200 до более специфических AKG D112 и Audix D6.

Чтобы получить низкочастотный саб-бас, используются специальные микрофоны странного вида, выдерживающие высокое давление на низких частотах (поэтому они называются Pressure Zone Microphones), например, Shure Beta 91A .

Если партии бочки быстрые или используется кардан, тогда инструмент может давать нежелательные резонансы, а попросту бубнить и гудеть. В этом случае звукорежиссеры размещают внутри бочки что-то звукопоглощающее — кусок поролона, подушка, одеяло, пуховик в конце концов.

Малый барабан. Именно по нему лупят чаще всего. Поэтому рабочий отвечает не только за характер звучания установки, но и всей группы в целом. Например, фанаты Metallica до сих пор ловят обмороки от рабочего барабана на альбоме St.Anger , который звучит хуже кастрюли и даже стал своего рода мемом . Ходят слухи, что во время записи барабанщик Ларс Ульрих случайно выдернул все шнуры от микрофонов из пульта, а потом воткнул их в случайном порядке, да так и оставил.

Сам он оправдывается тем, что не использовал пружины рабочего барабана — они располагаются внизу и создают тот самый «бдыщ», который отличает малый от остальных барабанов. Чтобы еще сильнее выделить рабочий и захватить этот звук, микрофон устанавливают не только сверху, но и снизу, в 10-20 см от пружин.

Чаще всего для малого используют Shure SM57, Audix i5, Sennheiser MD-421 II, Beyerdynamic M201TG, Audio-Technica ATM230, иногда даже Shure SM7b. Здесь, как и с оверхедами, открывается большое поле для экспериментов.

Томы. Оптимально выставлять микрофоны для томов в 3-9 см от пластика. Удобно крепить их на специальные клеммы, которые цепляются прямо на кромку барабана. Для записи томов часто используют Sennheiser e604, Audix D2\D4 или старый добрый Shure SM57.

Оверхеды. Можно использовать любой вариант расстановки оверхедов из пункта с двумя микрофонами. Важно держать микрофоны на одном расстоянии до центра рабочего барабана — тогда звук будет приходить в них одновременно, что позволит избежать проблем с фазой. Выбор микрофонов для оверхедов огромен:

  • Чаще всего используют пару конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой, такие звучат очень нейтрально и естественно. Подойдут TASCAM TM-60, Rode M5 или NT5, AKG C451B.
  • Можно использовать и пару конденсаторников с большой диафрагмой, к примеру, TASCAM TM-80 или AKG C414, Shure KSM44A, Audio-Technica AT4033
  • Можно использовать и SM57, если барабанщик играет очень громко, в противном случае придется расположить оверхеды максимально близко к тарелкам.

Чем выше размещены оверхеды, тем более монолитно будет звучать установка, чем ниже — тем детальнее будет каждый ее элемент. Но не стоит размещать микрофоны менее чем в 30 см от тарелок, это также вызовет проблемы с фазой.

Кроме этого:  Установка CAB файлов в Windows 10

Комната. Если она хорошо звучит, лучше всего записать ее на пару конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой. Если же записывается гаражный рок, то для создания эффекта присутствия слушателя в комнате сойдет любой попавшийся под руку микрофон. Подойдет даже что-то вроде M-Audio Uber Mic. Расположение выбирается на слух.

Как достичь наилучшего результата?

  • Записывать сырой звук. Не нужно вешать компрессоры и гейты до преампа — если где-то сделать ошибку, потом уже не исправить. Всю обработку лучше делать на стадии сведения.
  • Выравнивать партии. Непрофессиональному барабанщику будет непросто записать все партии идеально ровно. Ошибки можно исправить при постобработке — современные DAW позволяют довольно легко и быстро выровнять барабаны. Однако не стоит этим злоупотреблять, иначе барабанщик превратится в драм-машину.
  • Использовать пэды и триггеры. Они фиксируют удар и посылают его в виде midi-сигнала на компьютер. Часто при малом бюджете плохо звучащие барабаны триггеруются и впоследствии заменяются семплами. От записи остаются только оверхеды, которые отвечают за живость звучания.
  • Использовать электронные барабаны. С ними проще: нет возни с микрофонами, партии сразу в midi, выровнять их можно за секунду, а огромное количество семплеров ударных дает богатейший выбор инструментов, записанных профессиональным барабанщиком в подготовленной комнате.
  • Использовать семплы. Если для записи удалось добыть только дешевую установку со старыми пластиками и микрофоны для караоке, можно заменить аудиодорожки семплами. Например, плагины вроде Drumagog ложатся на каждый трек и заменяют его отлично звучащим многослойным семплом. В принципе, даже сами барабаны не обязательны.

В заключение

Даже если удалось добыть лишь несколько Shure SM57 — не беда. Red Hot Chili Peppers для альбома Blood Sugar Sex Magik записали все барабаны именно на SM57 и остались довольны. Но все же стоит отметить, что некоторые производители выпускают наборы для записи ударных, в которых есть все необходимое для низкого старта.

Источник

Настройка микрофонов ударной установки

« — Как подзвучить установку тремя микрофонами?
— Один в бочку, два в руки.»
(с) Бородатый анекдот.

Хотя расположение микрофонов в записи барабанов самое первое дело, так сложилось (исторически), что эту статью пишу в предпоследнюю очередь

Общее положение.

Есть несколько способов хорошо записать барабаны, но только мультимикрофонная запись даёт больше свободы в дальнейшем, при сведении. Этот способ предполагает индивидуальный микрофон для каждого барабана, хэта и, возможно, райда. Тарелки обычно не подзвучиваются индивидуально, для их записи достаточно надголовных (далее и везде: оверхэд, overhead) микрофонов.
Если вы ограничены в наличии необходимого количества микрофонов или возможностях вашего оборудования (минимум 7-8 микрофонов, плюс, столько же каналов микшера/звуковой карты), то советую рассмотреть способ записи двумя микрофонами.
В наличии три микрофона? Ок, два на оверхэд, один в бочку. Есть возможность подключить четыре микрофона? +1 на рабочий. Хэт и томы, как правило, хорошо прослушиваются в оверхэде.

Шум и не только.

Помните, что над барабанщиком постоянно находятся два микрофона, которые лучше всего улавливают происходящее в комнате, кроме того, поскольку оверхэд обычно компрессируется при сведении, все посторонние звуки обязательно будут в миксе. Хоть и ударная установка достаточно громкий инструмент, способный заглушить всё что угодно, есть места, где лучше помолчать Например пауза, в которой нужно дать прозвучать тарелкам до полного затихания – самый удачный момент, чтобы покашлять или брякнуть что-то вроде «Всё, записали?»
Теперь по пунктам:
1. Барабанщик сидит молча. Несмотря ни на что. В конце песни, если есть удар по тарелкам – дайте им прозвучать до затихания, обрезать лишнее всегда можно, а вот добавить – сложнее…
2. Приведите в порядок hardware: скрипящая педаль или резонирующие элементы установки (или комнаты) – вещи, которые очень сложно убрать из трека, позаботьтесь об этом перед записью!
3. Глушение инструментов. Поскольку при сведении барабаны будут подвергаться компрессии, в итоге вы можете получить очень шумную запись, в которой будет звенеть рабочий, гудеть томы и шуметь тарелки. Конечно же, на отдельных инструментах можно использовать гейт, но с оверхэдом это не сработает. Поэтому, советую рассмотреть вариант с глушением барабанов и тарелок с помощью поролона и липкой ленты. Также вы можете использовать модели инструментов (тарелок, в частности) с меньшим сустейном.

Расположение микрофонов.

Здесь решают две вещи: звук, которого мы хотим добиться, и проникновения от остальных частей ударной установки.

Бочка. Лучший вариант – это расположение микрофона внутри барабана, примерно в 10см от пластика, в который бьёт колотушка. Это даст минимум проникновений, фактически микрофон «спрятан» от внешних звуков установки. Расположение в центре мембраны, прямо напротив колотушки, даст «глухой» звук с бОльшим уровнем, в то же время, перемещая микрофон ближе к краю мембраны, мы получим звучание с бОльшим резонансом, но меньшей громкостью. Для того, чтобы подчеркнуть атаку («щелчок» при ударе), можно разместить дополнительный микрофон со стороны колотушки. Экспериментируйте.
Выбор микрофона.
Основные требования к микрофону бочки – способность выдерживать экстремально высокие уровни громкости и хорошая передача в низкочастотном диапазоне. Рекомендованные модели: AKG D112, Beyer M88, Beyer 201, Electrovoice RE20, Sennheiser MD421, Audix D6, Audio-Technica ATM 25. Вы можете использовать даже Shure SM57/58, но учтите – если его расположить слишком близко к колотушке, высокий уровень звукового давления может вывести микрофон из строя.

Рабочий барабан. Расположите микрофон близко к краю пластика, направив его так, чтобы получить меньшее проникновение от хэта. Первое делается для безопасности – при таком расположении менее вероятно, что барабанщик попадёт по микрофону палочкой при игре. Угол наклона и направление зависят от того, какой звук вы хотите получить, но разделение с хэтом и томами является решающим фактором, поскольку ненужные призвуки отрицательно скажутся на дальнейшей динамической обработке. Если вы планируете использовать второй, нижний микрофон для записи рабочего, просто разместите его в зеркальном отражении верхнего.
Микрофоны.
Требования: способность выдерживать приличный уровень громкости с хорошей атакой, передать широкий частотный диапазон, плюс, направленность, гарантирующая достаточное разделение со звуком хэта и томов. Рекомендованы: Shure SM57 или SM58 (разница в наличие поп фильтра у второго, микрофонные капсули у них одинаковые), Sennheiser MD421, AKG 414EB, Sennheiser MD441, Neuman KM84, Audix i5, Sennhieser E604, а так же микрофоны Beyer 500-й или 260-й серии.

Хай-хэт рекомендуется ставить выше – для меньшего проникновения в микрофон рабочего. Возможно, это доставит немного неудобств барабанщику, но это простой и отличный способ разделения. Также, для лучшего разделения с рабочим, микрофон рекомендуется разместить над хэтом, направив его вертикально вниз. Обратите внимание, что хэт при открытии/закрытии создаёт воздушный поток, который может стать нежелательным источником инфразвука, способным перегрузить микрофон или преамп. Чтобы этого не происходило, старайтесь не направлять микрофон на путь воздушного потока, а также, не распологайте слишком близко к хэту.
Микрофоны.
Рекомендуются конденсаторные микрофоны с достаточно узкой диаграммой направленности, например AKG 451 или Neuman KM84.

Томы. Подзвучка томов, по большей части, аналогична озвучиванию рабочего барабана. Если вы используете барабаны без нижнего пластика, вы можете разместив микрофоны внутри томов, поставив микрофоны с обратной стороны. Это даст минимум проникновений (как в случае с бочкой), больше простора барабанщику и меньше вероятности повреждения микрофона от удара барабанной палочки. Отмечу, что при таком размещении, томы звучат «бочковато», поэтому будьте готовы к дополнительной эквализации и, возможно, компрессии.
Микрофоны.
Два популярных: Sennheiser 421 и Shure SM57, но подойдут любые микрофоны, рекомендованные для рабочего барабана.

Оверхэд. «Надголовные» микрофоны снимают общий звуковой план ударной установки и тарелок, от их расположения будет зависеть конечный звук барабанов. Есть три основных элемента, которые прослушиваются в оверхэдах:
1.Тарелки,
2. Установка в целом и
3. Помещение.
Хотите больше железа и меньше комнаты? Разместите микрофоны непосредственно над тарелками. Хотите больше обьёма в звуке с менее броским звуком тарелок? Поднимите микрофоны выше над установкой, разместив по левую и правую сторону от барабанщика. Низкое размещение даёт более широкий стерео образ, в то время как высоко расположенные микрофоны дают больше помещения. Выбор за вами.
Да, и отключите все микрофоны при настройке звука, оставив только Overhead, это поможет услышать общую звуковую картину, не отвлекаясь на отдельные элементы установки.
Хорошие конденсаторные микрофоны позволяют записать превосходный оверхэд: Neuman U87, AKG 414EB, AKG 451, Crown C700, AKG C1000, Oktava MC012, Rode NT5, Josephson CM45. Если при сведении вы планируете брать больше комнаты из оверхэдов (или просто не используете Эмбиенс микрофоны), хорошим вариантом будет применение конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой.

Окружение (Ambience, Room). Снятие естественной реверберации помещения позволит при сведении добиться «большого» звучания барабанов. Вы можете использовать как один микрофон с круговой направленностью, расположив его в некотором расстоянии от установки, так несколько (два) кардиоидных, направив их в противоположные от барабанов стороны, снимая звук, отражённый от стен.
Микрофоны.
Высококачественные конденсаторные микрофоны с широкой диафрагмой.

Эта запись была опубликована 25.06.2008 в 17:29. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Источник