Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле

положительное и отрицательное

Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.

Основные преимущества ГБО

В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.

Стоимость газа

Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.

Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.

Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.

Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.

Увеличенный запас хода

К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.

Работа и ресурс двигателя

Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.

После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.

Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.

Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».

Экологическая составляющая

Чистый выхлоп

Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.

При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.

Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.

Безопасность

Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.

Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:

  • установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
  • не качественный монтаж и обслуживание системы
  • установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
  • нарушение сроков технического обслуживания ГБО
  • не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой

Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.

Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.

Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:

Главные недостатки ГБО

Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.

Объём багажника

Баллоны в багажнике

Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.

Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.

К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.

В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.

ГБО на коммерческом транспорте

Утяжеление массы авто

Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.

Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.

Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.

Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.

Обязательная регистрация оборудования

Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.

Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.

Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.

Дополнительные расходы

Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.

Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:

  1. замена фильтрующих элементов
  2. проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
  3. диагностика работы ДВС и ГБО
  4. регулировка форсунок

Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.

Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).

Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.

Минусы ГБО для двигателя

Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.

Проблема с заправочными станциями

Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.

С метановыми газонаполнительными компрессорными станциями ситуация намного хуже. Численность авто с метановым ГБО куда меньше пропанового, в основном это коммерческий транспорт. К тому же, для возведения АГНКС требуются огромные затраты. Поэтому заправиться метаном в небольших городах, а тем более на трассах будет проблематично.

Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.

Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО

Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.

Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.

Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.

При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.

Кроме этого:  Почему Windows 10 тормозит на новом ноутбуке

Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.

Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.

Источник

Преимущества и недостатки ГБО

схема гбо

Приобретая автомобиль, новый или бывший в употреблении, некоторые владельцы задумываются укомплектовать его газобаллонным оборудованием (ГБО). При этом, часть водителей автомобилей устанавливают ГБО хаотично, не изучая положительные и отрицательные стороны работы двигателя на газе. Другая часть устанавливает ГБО с целью экономии финансовых средств при эксплуатации машины на газе и используя бензин только для запуска двигателя. Определить преимущества и недостатки ГБО, его необходимость – это первая и важная задача перед установкой на автомобиль.

Виды газобаллонного оборудования и их особенности

Газобаллонное оборудование начали ставить в то время, когда еще массово эксплуатировались автомобили с карбюраторными двигателями. С этого момента началась активная газификация карбюраторных автомобилей установкой ГБО первого поколения, состоящего из редуктора, смесителя (испарителя), а также простого переключателя видов топлива.

схема установки ГБО

С внедрением на автомобили инжекторных двигателей, усовершенствовали и газовое оборудование. Таким образом, появилось ГБО второго поколения, практически, не отличающаяся от первого. Подача газа осуществляется в это системе через специальный завихритель, изготовленный из алюминия и установленный на дроссельном узле перед дроссельной заслонкой. В устройстве завихрителя (камера смешения газа и воздуха) предусматривается легко подвижная заслонка, пропускающая смесь воздуха и газа в направлении к впускному коллектору, а в случае появления хлопка и обратной отдачи ударной волны газов она под действием силы тяжести закрывается, защищая датчик массового расхода воздуха от повреждения.

из чего состоит ГБО

Проверка автомобилей с хлопушкой и без нее установила факт повреждения датчиков массового расхода воздуха. Скорость ударной волны настолько велика, что хлопушка не успевает закрыться, а закрытую дроссельную заслонку деформирует. В результате после одного двух сильных хлопков подлежит замене и датчик массового расхода воздуха, и дроссельный узел.

Неизбежность хлопков при использовании ГБО первого и второго поколения на инжекторных автомобилях объясняется наполнением достаточно большого объема в ресивере газовоздушной смеси и в случае сбоя системы зажигания смесь легко воспламеняется, сгорая с большой скоростью. Хлопок так же может возникнуть при включении зажигания, где проскакивает дежурная искра на свечах зажигания (автомобили Газель) и один из клапанов двигателя открыт. Вероятность хлопка возможна при движении автомобиля с принудительным холостым ходом. Например, автомобиль движется на спуске с принудительным холостым ходом, т.е. педаль газа не нажата. В это время система зажигания блокирует искру на свечах, но подача газовоздушной смеси не прекращается и заполняет ресивер. Как только водитель для ускорения приоткроет дроссельную заслонку педалью газа, а равно изменит сигнал с датчика положения дроссельной заслонки, появится искра между электродами свечи и вся накопленная газовая смесь в ресивере воспламенится с хлопком.

ГБО второго поколения

ГБО второго поколения продолжали модернизировать и внедрили электрический запорный клапан в редукторе. Он заместил вакуумный клапан, который срабатывал в зависимости от степени разрежения в впускном коллекторе. Теперь появилась возможность включения газа и отключения подачи бензина кнопкой, расположенной в салоне автомобиля.

Первое и второе поколение ГБО, установленное на инжекторном автомобиле имеет преимущество в цене, в отличие от более усовершенствованных в настоящее время газовых систем, но недостатком упрощенных систем является частые взрывы (хлопки) в впускном коллекторе.

Производители газового оборудования анализировали работу внедренной газовой системы на инжекторных автомобилях и продолжали усовершенствовать ее внедрением электронного дозатора топлива, представляющим собой шаговый двигатель. В зависимости от показаний кислородного датчика электронный дозатор топлива корректирует подачу газовой смеси. Внедрение этого устройства, автоматически корректирующего газовоздушную смесь, послужило развитию более сложной системы ГБО третьего поколения.

ГБО треьего поколения

Оборудование третьего поколения в комплектации уже имел свой блок управления, регулирующий подачу газового топлива и происходил сбор данных с большого количества датчиков, установленных на двигателе. Сигналы датчиков поступали в блок управления газом и блок, анализируя данные сигналов управлял в нужный момент газовыми форсунками.

ГБО третьего поколения не получило большого распространения. Главным минусом этой системы было требование подключения большого количества датчиков, а на разных автомобилях большинство их имели разные сигналы, как по напряжению, так и по частоте. Газовый блок управления не имел возможности адаптироваться на разные сигналы и не умел их обрабатывать. Кроме этого, дороговизна системы не получила широкого спроса среди автовладельцев.

ГБО 4 поколения

В настоящее время, практически все коммерческие автомобили (Газель, ВАЗ-2107 Каблук) оснащены газовым оборудованием четвертого поколения.

В конструкцию оборудования четвертого поколения входит газовый баллон, мультиклапан, заправочный клапан, редуктор, форсунки (электромагнитные клапаны), блок управления.

Система работает по аналогичному принципу, повторяя функционирование бензиновых форсунок. Газовоздушная смесь распределяется в рампе газовых форсунок и впрыск производится фазировано в каждый цилиндр, согласно порядку их работы (например, на двигателе ЗМЗ-405 порядок работы цилиндров 1342, а на УМЗ-4216 – 1243).

В ГБО четвертого поколения каждый узел выполняет свои конкретные функции. Блок управления управляет форсунками, обеспечивая правильную дозировку газа, редуктор контролирует давление газовой смеси, поддерживая его стабильное состояние.

В отличие от предшествующих газовых систем газобаллонное оборудование четвертого поколения имеет свои исключительные достоинства:

  • стоимость оборудования доступна для приобретения владельцами автомобилей и окупается за короткий срок;
  • увеличение КПД двигателя за счет высокой температуры газа при горении в цилиндрах;
  • эксплуатация двигателя осуществляется также, как и на бензине, но по цене заправки газом;
  • отсутствует потеря мощности при работе на газе;
  • запуск двигателя осуществляется на бензине и автоматически при достижении заданной температуры охлаждающей жидкости переходит на газовое топливо;
  • в случае отсутствия газа в баллоне автоматически система переходит с газа на бензин, предупреждая звуковым сигналом в салоне о завершении работы на газе;
  • уменьшенный расход топлива в сравнении с предшественниками.

В ГБО четвертого поколения исключается образование хлопков во впускном коллекторе. Такое оборудование можно без риска разрушения монтировать на двигатели, имеющими ресиверы из пластика и впускные системы с переменной геометрией.

Своевременное обслуживание оборудования, замена фильтров, профилактические работы по редуктору увеличивает срок его работы.

На основе четвертого поколения работает система не только на пропане, но и на метане. Принцип управления подачей топлива аналогичен, при использовании пропана, но узлы (баллон, редуктор, форсунки, фильтры, блок управления) отличаются и не совместимы для работы на пропане. Такое различие объясняется использованием, в силу физических свойств, газообразного метана, закачиваемого в баллон под высоким давлением, около 220 атм, в то время как жидкого пропана давление в баллоне достигает 16 атм. Использование метана не находит широкого применения и связано это дороговизной комплектующих, расходных материалов, тяжелыми и сложными по конструкции баллонами.

Казалось бы, что на четвертом поколении достигнут успех и автомобилисты без особых нареканий эксплуатируют свои автомобили используя в качестве топлива пропан или метан. Хлопки на этом оборудовании прекратились, тяга автомобиля не изменилась в худшую сторону, расход в удовлетворительном состоянии. Но конструкторский мозг не дремлет и разрабатывает новую технологию эксплуатации автомобиля на газе, а именно газобаллонное оборудование пятого поколения.

гбо 5

ГБО пятого поколения

Усовершенствованная система подачи газа в цилиндры двигателя без использования редуктора. Пропан поступает на форсунки благодаря работе топливного насоса, устанавливаемого непосредственно в баллоне. Нет редуктора, а, следовательно, отсутствует необходимость обогревать его от системы охлаждения двигателя и вмешиваться в штатную систему охлаждения, делая врезку в трубопроводы. Важным в пятом поколении является использование газа в чистом виде, не обедняя ее воздухом, что и сохраняет мощность двигателя на уровне показателей при работе на бензине.

Слабым звеном в ГБО пятого поколения является его топливный насос. Возможно он не выдерживает давления внутри баллона, температуры или наличия примесей, содержащихся в пропане. Стоимость насоса достаточно велика и составляет ориентировочно две трети стоимости всего оборудования, а это уже не выгодно и нарушает стремление автомобилиста экономно расходовать финансовые средства, используя в виде топлива дешевый газ.

Существует еще один минус, который не так важен при использовании газа, это невозможность работы пятого поколения на метане. Система работает только на жидком топливе – пропане.

Популярность ГБО пятого поколения пока еще не завоевала среди автомобилистов своей высокой ценой, которая в три раза выше чем ГБО четвертого поколения, низкой доступностью комплектующих и отсутствием высококвалифицированных специалистов.

Будет не совсем корректно, если не перечислить основные положительные стороны пятого поколения, так как решение об установке на своем автомобиле принимает самостоятельно сам владелец транспортного средства:

  • запуск двигателя осуществляется на газе и нет необходимости прогревать его на бензине;
  • отсутствует газовый редуктор и сопутствующие его комплектующие;
  • в системе охлаждения не производятся конструктивные изменения;
  • магистрали выполнены из пластиковых труб высокого давления (не трескаются, не дубеют на морозе);
  • нет потерь мощности и увеличения расхода газа.

ГБО шестого поколения

Производители разработали ГБО шестого поколения, несмотря на еще низкий спрос пятого поколения. Система не сильно отличается от пятого, но в ней уже реализован непосредственный впрыск газа в цилиндры и отсутствуют газовые форсунки. Жидкий газ подается в блок замещения топлива или Fuel Selection Unit (FSU). Блок врезан в магистраль подачи бензина и в итоге он начинает работать по двум магистралям: бензиновой и газовой. Газ в жидком состоянии по бензиновым магистралям, проходит через бензиновый насос высокого давления и после выравнивания его параметров подается на бензиновые форсунки, которые выполняют роль газовых.

Кроме этого:  Оптический нивелир основы работы и настройка своими руками

гбо 6

Результаты использования газа

Владельцев автомобилей привлекает низкая цена газа, несмотря на увеличенный 10-15 процентный расход по отношению к бензину, но не всегда оправдывается окупаемость и выгода от его использования.

Двигатель внутреннего сгорания имеет в основном степень сжатия от 9 до 10 единиц и рассчитан для работы на бензине с максимальным октановым числом 98. Как уже известно, газ приравнивается к высоко октановому числу. Который варьируется в пределах 101 – 102 единиц. Коммерческие автомобили, в основном Газели используют бензин с октановым числом 92 и, соответственно, при эксплуатации двигателя на газе необходимо принимать меры для уменьшения возникающих очагов детонации в камере сгорания (вносить поправки в угол опережения зажигания). Необходимо также отметить, что температура горения газовой смеси в камере сгорания выше на два порядка по отношению к бензину, а, следовательно, материал клапанов должен выдерживать такую термическую нагрузку и выполняться из жаропрочной стали. Не является секретом, что двигатели ЗМЗ-405 (406) и Крайслер автомобиля Газель после 30-40 тыс. км пробега требуют производства ремонта ГБЦ, в части, касающихся замены прогоревших клапанов и направляющих втулок. Частое горение кромок клапанов или возникновение трещин на их тарелках объясняется высокой температурной нагрузкой на малые по массе и площади поверхности тарелок клапанов. Клапаны двигателя УМЗ того же автомобиля Газель практически не испытывают термической атаки от горения газовой смеси, в связи с их массивностью и большой площадью.

Учитывая термические нагрузки на детали газораспределительного механизма эксплуатация автомобиля на газе не желательна в городском плотном цикле, когда установлены светофоры, возникают пробки и другие обстоятельства, требующие часто менять режимы работы двигателя.

В отличие от бензина, смывающего со стенок цилиндров масляную пленку, газ наоборот создает благоприятные условия для движения поршневой группы. При длительной эксплуатации двигателя на газе, масло остается чистым и отсутствуют центры образования кокса.

Таким образом, устанавливать ГБО на автомобиль или эксплуатировать его только на бензине решает владелец самостоятельно, с учетом возможностей двигателя, условиям эксплуатации (вес перевозимых грузов, городской или смешанный цикл перевозок), количеству пробега автомобиля за месяц (при очень маленьких пробегах экономический эффект использования газа не оправдывается) и способности своевременно выполнять техническое обслуживание дополнительного оборудования.

Источник



Достоинства и недостатки ГБО

Самым популярным альтернативным видом топлива для автомобилей является газ. Многие автомобилисты устанавливают на свои машины оборудование, позволяющее ездить на газу, и отмечают ряд положительных качеств от этого. Но помимо достоинств в применении ГБО имеется и свои недостатки. Далее разберемся, что же хорошего и плохого в использовании газа в качестве топлива для автомобиля.

Достоинства газобаллонной установки

Итак, вначале пройдемся по положительным качествам.

И одним из немаловажных достоинств является более лучшая степень сгорания газовоздушной смеси в камерах сгорания, что в свою очередь положительно сказывается на самой силовой установке.

Газ не смывает масляную пленку, которая образуется на стенках цилиндра, как это делает бензин. В результате улучшаются условия работы цилиндропоршневой группы, что сказывается на их ресурсе. Из-за этого и повышается и срок службы смазочного материала силовой установки, поскольку в него не попадает бензин, который постепенно разжижает масло и снижает его эксплуатационные свойства. Поэтому масло в двигателе, работающем на газу, служит дольше.

Положительно использование газа сказывается и на ресурсе силовой установки. Такой двигатель больше отработает без проведения капитального ремонта. К тому же, при правильной настройке газового оборудования, общая шумность работы мотора снижается, то есть он работает тише.

При сгорании газа выделяется меньше вредных веществ, которые затем отводятся в атмосферу. Поэтому при замерах токсичности выхлопа, которые могут проводить соответствующие дорожные службы, проблем у владельца авто с ГБО не возникнет.

Газ имеет достаточно высокое октановое число, поэтому он подходит и для использования на форсированных высокооборотистых силовых установках. За счет это особенности газовоздушная смесь меньше подвержена возникновению детонационного сгорания в цилиндрах.

После выработки газа из баллона автомобиль остановиться не сразу, а сможет еще протянуть 2-3 км за счет паров.

Газ экономически выгоднее использовать, чем бензин. Литр сжиженного газа сейчас обходится в вдвое дешевле, чем бензина. А там уже экономию для себя пусть считает сам автолюбитель – либо он заправиться в половину стоимости, либо же проедет вдвое большее расстояние. При этом автомобиль без проблем в любо момент может перейти на бензин. В итоге получается, что при полной заправке бака и баллона автомобиль способен будет преодолеть значительное расстояние без дозаправок.

То есть, основными достоинствами использования ГБО являются:

  • Повышение ресурса силовой установки;
  • Возможность использования на разных двигателях;
  • Экономическая выгода;
  • Экологичность;

Схема ГБО

Чтобы перевести автомобиль на использование газа, необходимо произвести установку оборудования. При этом вмешательства в конструкцию силовой установки не требуется. Все элементы ГБО, которые необходимо установить на авто, показаны на схеме:

Схема ГБО

1 – вентиляционные трубки из гофры; 2 – герметичный корпус; 3 – контрольно-запорная и предохранительная арматура (мультиклапан); 4, 11 – тройники; 5 – смесительная проставка под карбюратор; 6 – дозатор; 7 – блок управления; 8 – газовый электромагнитный клапан; 9 – редуктор; 10 – бензиновый электромагнитный клапан; 12 – радиатор системы обогрева салона; 13 – кран радиатора обогрева; 14 – магистраль высокого давления; 15 – газовый баллон; 16 – эжекторы; 17 – переходной патрубок; 18 – заправочный вентиль.

Отметим, что данная схема является несколько условной. Дело в том, что выпускается несколько поколений газобаллонного оборудования, каждое из которых имеет свои конструктивные особенности и предназначены они для применения с разными системами питания авто. К примеру, указанная схема предназначена для карбюраторных и моноинжекторных двигателей. Более поздние поколения уже рассчитаны на работу с современными инжекторными автомобилями.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам ГБО. Их тоже немало, и одним их них является усложнение конструкции авто и увеличение металлоемкости. Это значит, что конструкции появиться еще одна дополнительная система, которая в любой момент может выйти из строя. К тому же вес машины увеличиться на 30-40 кг, а объем багажного отсека снизиться из-за баллона.

Расход газа несколько выше, чем бензина. Но отметим, что данный недостаток не такой уж и серьезный. На карбюраторных авто потребление газа всего на 10-15% больше бензина, а ГБО последних поколений и вовсе лишены данной особенности.

Газ сказывается на рабочих параметрах силового агрегата, а именно – мощности. Она снижается при использовании ГБО на 7-10%.

Запуск силовой установки на газу несколько затруднителен, особенно в зимний период. Поэтому рекомендуется зимой заводить авто на бензине, а на газ переходить только после прогрева мотора. В итоге, получается, что полностью отказаться от традиционного вида топлива не получится.

Требуется постоянный контроль за состоянием всех элементов ГБО, а также давлением в баллоне. Газ постоянно находится под давлением, поэтому нередки случаи его пропускания в местах соединения магистралей с составными частями оборудования. Поэтому при появлении запаха газа следует сразу же вывить место утечки, и устранить неисправность.

По поводу баллона. Дело в том, что газ от воздействия температуры расширяется, что приводит к резкому возрастанию давления в баллоне. Поэтому не рекомендуется заправлять его «под завязку», особенно в летний период.

Газ – вещество взрывоопасное, поэтому следует принимать все необходимые меры безопасности, особенно во время постановки авто на длительную стоянку. К тому же не стоит забывать пользоваться запорными устройствами, которые входят в конструкцию ГБО.

Ну и последний недостаток – стоимость ГБО. Если брать оборудования первых поколений, то цена на него невысокая, а вот современные версии являются дорогостоящими, поэтому и окупаться они будут долго.

Видео — плюсы и минусы ГБО

Как видим, в использовании газа в качестве топлива для авто достаточно как положительных, так и негативных моментов. Поэтому решать, устанавливать ли на свое авто ГБО, придется решать уже самому автовладельцу.

Источник

Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования

Статья о достоинствах и недостатках газового оборудования для автомобилей. Параллельное применение газа и бензина, пожароопасность, экология. В конце статьи — видео о ГБО. Статья о достоинствах и недостатках газового оборудования для автомобилей. Параллельное применение газа и бензина, пожароопасность, экология. В конце статьи — видео о ГБО.

Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования

Установить газобаллонное оборудование – это значит довольно серьезно нарушить конструкцию автомобиля. Подобное решение не всегда бывает благодарным, потому что после такой переделки гарантия на машину уйдет в небытие, словно ее и не было. Однако, несмотря на такой риск, многие водители решаются на такую реконструкцию, и не без оснований.

Причины установки ГБО

Основной причиной для монтирования газобаллонного оборудования автолюбители считают экономию финансовых средств, если при этом еще учесть неукротимо возрастающие цены на бензин и дизельное топливо.

При этом надо сказать, что установка ГБО, как и любая другая реконструкция автомобиля, имеет свои преимущества, как, впрочем, и недостатки. Сопоставляя то и другое, многие водители нередко отдают предпочтение газу как топливу. Давайте попробуем разобраться во всех этих плюсах и минусах, чтобы в дальнейшем вы смогли сделать для себя правильный выбор.

Кроме этого:  Установка трансформаторной подстанции стоит

Основные преимущества газобаллонного оборудования

Главный плюс газового топлива – это его экономичность. Несмотря на то, что газа в автомобиле расходуется на 20% больше, он почти в два раза дешевле бензина.

Но при этом нужно иметь в виду, что такая экономия будет работать на вас только в том случае, если вы эксплуатируете автомобиль с максимальной интенсивностью. В противном случае выгода установки такого оборудования станет весьма сомнительной.

Причиной для принятия такого решения могут послужить следующие обстоятельства: при двигателе с небольшим объемом, а также при малых пробегах ваши затраты на приобретение газового оборудования будут окупаться слишком долго, особенно если учесть разницу цен одного литра бензина и одного литра газа.

Параллельное применение газа и бензина

Выгоду параллельного использования газового и бензинового видов топлива в первую очередь смогут оценить водители, у которых есть необходимость совершать регулярные рейсы на большие расстояния. При таком оснащении у вас возникает дополнительный запас пробега автомобиля. То есть, вы сможете проехать достаточно большое расстояние, не заправляясь и, таким образом, избегая сомнительные автозаправочные станции, которые могут попадаться вдали от крупных городов.

В качестве примера представьте, что определенную часть вашего маршрута вы едете на газе, а после того, как он закончился, сразу переключаетесь на бензин. Или наоборот. Кроме того, многие автолюбители применяют такую стратегию: на больших трассах, где возникает необходимость обгона на большой скорости, они используют бензин. А в пределах населенных территорий, где большой мощности двигателя не требуется, переключаются на газовое питание.

Особенности работы двигателя на газовом топливе

Многие владельцы автомашин по опыту не раз замечали, что мотор на газе функционирует с меньшим шумом и намного стабильнее, чем на бензине. Эту особенность объяснить несложно: октановое число у газа превосходит бензиновое и составляет примерно 110.

Благодаря именно этому обстоятельству двигатель на газе работает более плавно и мягче. По тем же причинам снижается процент вибраций и шума. В развитых европейских странах и в США уделяется внимание такому негативному проявлению, как шумовое загрязнение больших городов, и там преимущество ГБО неоспоримо. В России и в странах СНГ эта проблема пока не настолько актуальна, но, как известно, прогресс не стоит на месте.

Объясняется это тем, что пропан-бутан в системе подачи топлива находится в жидком виде. Проникая в цилиндры ДВС, он мгновенно переходит в нужное газообразное состояние, готовое к употреблению.

В сравнении с газом бензин подобным свойством не обладает, несмотря на то, что разработчики разных стран стремятся максимально приблизить рабочую смесь бензина и воздуха к газообразному состоянию.

Примечание: ГБО на метане в легковых машинах не применяется, потому что такая система имеет слишком большие размеры и вес.

Зажигание на газовом двигателе работает намного эффективнее. Несмотря на то, что газ сгорает не так быстро, как бензин, процесс этого сгорания протекает значительно равномернее, чем процесс сгорания бензино-воздушной смеси. И это обстоятельство дает следующие преимущества:

    Снижение ударных нагрузок на цилиндр и поршень.

Кроме того, газ очень равномерно перемешивается с воздухом и потому после него на стенках цилиндров не остаются отложения. По этой же причине моторное масло, которое заливают в газовый двигатель, меньше загрязняется, его вязкость продлевается на более продолжительное время и, соответственно, удлиняется срок эксплуатации масла между заменами на 40 %.

Стоит еще сказать про защитную масляную пленку в двигателе, который питается газом – со стенок цилиндров она не исчезает. Все эти особенности в своей массе свидетельствуют о том, что применение газа в качестве топлива действительно увеличивает срок эксплуатации мотора.

Кстати, при установленном ГБО срок работы свечей тоже увеличивается примерно процентов на 40. Дело в том, что при сгорании газового топлива внутри цилиндра не накапливаются смоляные отложения и, соответственно, нагара на свечах образуется намного меньше. Этому способствует большая концентрация водорода в газовом топливе.

Двигатели с ГБО и экология

Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования

Агрегаты на газе не столь токсичны, чем на бензине – это научно зафиксированный факт. Газ — действительно более чистое топливо по сравнению с бензином. По свидетельству специалистов фирмы BOSCH, использование газа по своей экологической чистоте проигрывает только водородным моторам и электромобилям. Перечислим основные экологические нюансы использования газового топлива:

    Применение ГБО значительно снижает количество вредных веществ, загрязняющих воздух.

Действительно, окружающая среда намного меньше загрязняется от машин, работающих на газовом топливе. Однако в России и в странах СНГ это преимущество совершенно не ценится.

Не всему и не всегда нам нужно учиться у коллективного Запада, но это тот случай, когда стоит обратить внимание на опыт тех европейских стран, в которых автомобили на газовом топливе приветствуются, а их водителям даже предоставляются льготы.

Более того, в некоторых городах Европы для водителей дизельных и бензиновых двигателей вводятся ограничения на передвижение. На владельцев электромобилей и машин с газовым двигателем эти ограничения не распространяются.

Упрощенность эксплуатации, пожароопасность

Современное газобаллонное оборудование довольно легко и просто использовать:

    автоматика газового впрыска самостоятельно переходит на нужный вид топлива;

Газобаллонное оборудование обладает самой низкой вероятностью взрыва или пожара: утечка газа не может представлять такой опасности, какую несет утечка бензина. Даже если произошло повреждение баллона или газопровода, газ сразу же начнет охлаждаться.

Например, при уличной температуре +20 градусов по Цельсию температура газа при разгерметизации системы упадет до –130 градусов. После этого содержание баллона трансформируется в газообразное состояние и улетучится.

А если уличная температура окажется ниже нуля, то риске возгорания газа вообще говорить не приходится – он просто аннулируется. Перечисленные свойства газа, которые выгодно отличают его от легковоспламеняющегося бензина, также свидетельствуют о преимуществе двигателей на газовом топливе.

Этот факт подтверждают многочисленные эксперименты как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, немцы (клуб ADAC) неоднократно имитировали мощнейшие испытательные ДТП, в которых машина получала удар именно в ту часть, где находился баллон с газом.

При этом всему газовому оборудованию наносился ущерб в максимальной степени, и после этого поврежденный автомобиль поджигали. Однако результаты этого испытания оказались в пользу газового оборудования.

Кстати, физическая прочность газового баллона значительно превышает прочность бензинового бака. Так что если и возникают возгорания машин, оснащенных ГБО — это, как правило, следствие грубых нарушений правил использования газового оборудования.

Трагические последствия подобного рода могут возникнуть при эксплуатации заведомо неисправного ГБО. То же самое происходит и с бензиновыми двигателями при нарушении правил безопасности.

Еще один плюс газового топлива – своевременное ощущение запаха при утечке. Для этого в газ добавляют специальные компоненты (меркаптаны), которые при утечке и распространяют ощутимый запах.

А теперь несколько строгих правил по обращению с газовым топливом:

    Ни в коем случае не загружайте баллоны бытовым газом.

Вот основные правила, которые вам остается только соблюдать. Если вы все-таки обнаружили даже ничтожные признаки утечки газа в двигателе или обнаружили запах в багажнике или салоне, немедленно отправляйте машину на проверку герметичности ГБО. Помните: использовать автомобиль с этой проблемой строго запрещено!

Основные недостатки ГБО

Самым большим недостатком газобаллонного оборудования можно назвать его стоимость. Покупка современной системы и монтаж ее «под ключ» может вам стоить не меньше 500 долларов. Но при этом надо помнить, что эти деньги вы вкладываете в будущую экономию, причем немалую. Правда, дивиденты пойдут не сразу, а со временем и с учетом многих условий.

Мощность двигателя на газе

Если вы решитесь перейти на газовое топливо, приготовьтесь к снижению мощности вашего автомобиля почти до 15%. Это будет вызвано тем, что скорость сгорания газа значительно отстает от аналогичного показателя бензина.

Особенно вы это почувствуете при необходимости быстрого разгона. В какой-то степени компенсировать этот недостаток будут плавность работы двигателя, особенно во время разгона, а также отсутствие дерганий и провалов. Это все обусловлено медленным сгоранием газа.

Внимание! В зимнее время года запускайте двигатель только на бензине! Холодный запуск на газе губительно влияет на диафрагму редуктора и сокращает срок ее службы. На газ переходите только тогда, когда прогреете мотор до 50 градусов.

Заключение

Итак, вы остановили свой выбор на газовом топливе и приняли решение установить ГБО. В таком случае пересмотрите еще раз эту статью и постарайтесь учесть все плюсы и минусы, указанные выше. Ведь нередко случается так, что для одного автолюбителя использование газового оборудования совершенно невыгодно, а для другого служит серьезным средством финансовой экономии.

Кроме того, перед тем, как приобрести и установить газобаллонное оборудование, не забывайте о том, что оно подлежит регистрации, а после установки потребует повышенного внимания и ухода. Однако, вполне возможно, что именно для вас плюсов в ГБО окажется намного больше, чем минусов, и эта система надежно прослужит вам долгие годы.

Видео о газовом оборудовании:

Источник